Антикоррозионная защита мостов — это важная задача при ремонте и строительстве мостов. Они являются одними из самых важных инженерных сооружений, которые обеспечивают транспортные коммуникации. Современные мосты — это сложные металлические конструкции, требующие больших инвестиций для строительства и поддержания в хорошем состоянии. Чтобы объект просуществовал долгое время, необходимо проводить своевременные и качественные работы по его поддержанию.
Согласно международным стандартам, антикоррозионные покрытия, используемые для защиты мостов, служат более 15 лет. При разработке проекта антикоррозионной защиты необходимо учитывать следующие факторы:
— Срок эксплуатации моста с момента последнего ремонта и проведения антикоррозионной защиты (актуально только для уже существующих конструкций) и его назначение.
— Климатические условия и окружающая среда в зоне, где находится конструкция.
— Степень коррозионной активности окружающей среды в зоне, где находится мост.
— Состояние старого покрытия и степень коррозии металлической поверхности.
— Нагрузки, которым обычно подвергается мост.
На основе этих факторов принимаются решения о выборе степени очистки и технологий, подборе системы антикоррозионного покрытия и способа его нанесения, контроле состояния окружающей среды в зоне объекта, контроле соблюдения технологий и правил техники безопасности.
Порядок выполнения услуг по антикоррозионной защите мостов лакокрасочными материалами
1-й этап. Осмотр и профессиональная оценка объекта
Первым этапом является оценка состояния поверхности. На этом этапе защиты выполняется:
— Осмотр поверхности и оценка ее состояния.
— Подбор необходимой технологии для подготовки поверхности.
— Выбор подходящей системы антикоррозионных (лакокрасочных) материалов.
— Решение о варианте проведения работ с технической и профессиональной точки зрения.
2-й этап. Общая подготовка
На втором этапе выполняются:
— Подготовка проектно-сметной документации и заключение договора между заказчиком и исполнителями.
— Разработка проекта производства и регламента проведения работ по антикоррозионной защите.
— Формирование план-графика проведения работ по антикоррозионной защите.
— Завоз необходимых комплектующих, оборудования и техники на рабочую площадку.
3-й этап. Подготовка обрабатываемой поверхности
На данном этапе подготовки необходимо выполнить следующие действия:
— Очистить участки моста, на которых есть старое лакокрасочное покрытие, для удаления солей, следов атмосферных загрязнений и чрезмерных закоксованностей.
— Выполнить абразивоструйную очистку поверхности металла для удаления старого лакокрасочного покрытия, окалины и ржавчины, а также для придания шероховатости.
— Обработать поверхности сварных швов от варочных брызг, закруглить острые углы и удалить заусенцы и кромки, где это необходимо.
— Продуть и снять пыль с поверхности металла с помощью процедуры обеспыливания.
— Обезжирить металл с помощью углеводородных растворителей.
После выполнения подготовки поверхности необходимо провести контроль качества. Контроль осуществляется по следующим критериям:
— Абразивоструйная очистка должна быть выполнена до степени Sa 2,5 по стандарту ISO 8501 и проверяется визуально сравнением с эталоном.
— Ручная очистка должна быть выполнена до степени St 2,5 по стандарту ISO 8501 и проверяется визуально сравнением с эталоном.
— Шероховатость должна быть в диапазоне 30-60 мкм и проверяется визуально и с помощью профилометра или компаратора.
— Степень обеспыливания должна быть не ниже класса 2 по стандарту ISO 8502-3 и проверяется по размеру и количеству частиц пыли.
— Степень обезжиривания поверхности металла проверяется люминесцентным способом по стандарту ГОСТ 12.2.052-81.
Данные, полученные в ходе подготовки, заносятся в журнал и акт проведения услуг по антикоррозионной защите, после чего предоставляются заказчику или представителю Гостехнадзора.
4-й этап. Подготовка антикоррозионных материалов и их нанесение:
Лакокрасочные материалы, выбранные для использования при антикоррозионных работах, проходят входной контроль перед их передачей для проверки соответствия фактических качественных данных тем, которые указаны в паспорте качества каждой партии материала.
Приготовление лакокрасочных материалов для антикоррозионной защиты заключается в перемешивании до достижения необходимого уровня вязкости в соответствии с инструкцией по использованию ЛКМ. Смешивание лакокрасочных изделий с отвердителями, растворителями и разбавителями должно проводиться в строгом соответствии с инструкцией.
Метод подготовки лакокрасочных антикоррозийных составов перед нанесением
Перед нанесением краски или лака, нужно убедиться, что она сухая и подготовлена. На ней не должно быть посторонних включений.
Когда наносится антикоррозионная краска на мосты, температура воздуха должна быть от 5 до 30 градусов Цельсия. Некоторые материалы позволяют проводить работы при отрицательных температурах до -30 градусов Цельсия и при повышенных положительных до 60. Важно следить, чтобы температура металла была на 3 градуса выше точки росы. Это делается, чтобы избежать конденсации влаги на металле. Температура и точка росы измеряется с помощью специального прибора (типа Elcometer 319). Правильная температура важна для качественного результата и долговечности покрытия.
Окраска в основном производится безвоздушным способом. Ручные методы используются только для полосовой окраски. Слои антикоррозионного материала должны быть нанесены последовательно и равномерно. Каждый слой должен высохнуть до нужной степени, указанной в спецификации для выбранного материала, прежде чем наносить следующий слой.
Далее проводится контроль качества. Он осуществляется визуально и с помощью специальных измерительных устройств. Инспектор проверяет декоративные свойства покрытия, отсутствие непокрытых участков и дефектов. С помощью измерительных приборов определяется адгезия покрытия металла и толщина покрытия.
Все услуги по антикоррозионной защите мостов документируются. В акте сдачи-приема отражаются особенности выполненных услуг по защите. К акту прилагаются сертификаты на использованные материалы, акты на качество покрытия и подготовку поверхности, журнал проведения антикоррозионной защиты.