Антикоррозионная защита мостов — это важная задача при ремонте и строительстве мостов. Мосты являются одними из самых важных инженерных сооружений, которые обеспечивают транспортные коммуникации. Современные мосты — это сложные металлические конструкции, требующие больших инвестиций для строительства и поддержания в хорошем состоянии. Чтобы мост просуществовал долгое время, необходимо проводить своевременные и качественные работы по его поддержанию.
Согласно международным стандартам, антикоррозионные покрытия, используемые для защиты мостов, служат более 15 лет. При разработке проекта антикоррозионной защиты мостов необходимо учитывать следующие факторы:
— Срок эксплуатации моста с момента последнего ремонта и проведения антикоррозионной защиты (актуально только для уже существующих мостов).
— Назначение моста.
— Климатические условия и окружающая среда в зоне, где находится мост.
— Степень коррозионной активности окружающей среды в зоне, где находится мост.
— Состояние старого покрытия и степень коррозии металлической поверхности.
— Нагрузки, которым обычно подвергается мост.
На основе этих факторов принимаются решения о выборе степени очистки и технологий, подборе системы антикоррозионного покрытия и способа его нанесения, контроле состояния окружающей среды в зоне работ, контроле соблюдения технологий и правил техники безопасности.
Порядок выполнения работ по антикоррозионной защите мостов лакокрасочными материалами
1-й этап. Осмотр и профессиональная оценка объекта
Первым этапом является оценка состояния поверхности моста. На этом этапе выполняются следующие работы:
— Осмотр поверхности и оценка ее состояния.
— Подбор необходимой технологии для подготовки поверхности.
— Выбор подходящей системы антикоррозионных (лакокрасочных) материалов.
— Решение о варианте проведения работ с технической и профессиональной точки зрения.
2-й этап. Общая подготовка к работам
На втором этапе необходимо выполнить следующие работы:
— Подготовка проектно-сметной документации и заключение договора между заказчиком и исполнителями работ.
— Разработка проекта производства работ и регламента проведения работ по антикоррозионной защите.
— Формирование план-графика проведения работ по антикоррозионной защите.
— Завоз необходимых материалов, оборудования и техники на рабочую площадку.
3-й этап. Подготовка обрабатываемой поверхности
На данном этапе подготовки поверхности необходимо выполнить следующие действия:
— Очистить участки моста, на которых есть старое лакокрасочное покрытие, для удаления солей, следов атмосферных загрязнений и чрезмерных закоксованностей.
— Выполнить абразивоструйную очистку поверхности металла для удаления старого лакокрасочного покрытия, окалины и ржавчины, а также для придания шероховатости.
— Обработать поверхности сварных швов от варочных брызг, закруглить острые углы и удалить заусенцы и кромки, где это необходимо.
— Продуть и снять пыль с поверхности металла с помощью процедуры обеспыливания.
— Обезжирить металл с помощью углеводородных растворителей.
После выполнения подготовки поверхности необходимо провести контроль качества. Контроль осуществляется по следующим критериям:
— Абразивоструйная очистка должна быть выполнена до степени Sa 2,5 по стандарту ISO 8501 и проверяется визуально сравнением с эталоном.
— Ручная очистка поверхности должна быть выполнена до степени St 2,5 по стандарту ISO 8501 и проверяется визуально сравнением с эталоном.
— Шероховатость поверхности должна быть в диапазоне 30-60 мкм и проверяется визуально и с помощью профилометра или компаратора.
— Степень обеспыливания поверхности должна быть не ниже класса 2 по стандарту ISO 8502-3 и проверяется по размеру и количеству частиц пыли.
— Степень обезжиривания поверхности металла проверяется люминесцентным способом по стандарту ГОСТ 12.2.052-81.
Данные, полученные в ходе подготовки поверхности, заносятся в журнал проведения работ по антикоррозионной защите и в акт скрытых работ, после чего предоставляются заказчику или представителю Гостехнадзора.
4-й этап. Подготовка антикоррозионных материалов и их нанесение:
Лакокрасочные материалы, выбранные для использования при антикоррозионных работах, проходят входной контроль перед передачей их в работу для проверки соответствия фактических качественных данных тем, которые указаны в паспорте качества каждой партии материала.
Приготовление лакокрасочных материалов для антикоррозионных работ заключается в перемешивании этих материалов до достижения необходимого уровня вязкости в соответствии с инструкцией по использованию ЛКМ. Смешивание лакокрасочных материалов с отвердителями, растворителями и разбавителями должно проводиться в строгом соответствии с инструкцией.
Метод подготовки лакокрасочных антикоррозийных составов перед нанесением
Перед нанесением краски или лака на поверхность, нужно убедиться, что она сухая и подготовлена. На поверхности не должно быть посторонних включений.
Когда наносится антикоррозионная краска на мосты, температура воздуха должна быть от 5 до 30 градусов Цельсия. Некоторые материалы позволяют проводить работы при отрицательных температурах до -30 градусов Цельсия и при повышенных положительных до 60. Важно следить, чтобы температура металла была на 3 градуса выше точки росы. Это делается, чтобы избежать конденсации влаги на поверхности металла. Температура и точка росы измеряется с помощью специального прибора (типа Elcometer 319). Правильная температура важна для качественного результата и долговечности покрытия.
Окраска мостов в основном производится безвоздушным способом. Ручные методы используются только для полосовой окраски. Слои антикоррозионного материала должны быть нанесены последовательно и равномерно. Каждый слой должен высохнуть до нужной степени, указанной в спецификации для выбранного материала, прежде чем наносить следующий слой.
После окончания работ проводится контроль качества. Он осуществляется визуально и с помощью специальных измерительных устройств. Инспектор проверяет декоративные свойства покрытия, отсутствие непокрытых участков и дефектов. С помощью измерительных приборов определяется адгезия покрытия к поверхности металла и толщина покрытия.
Все работы по антикоррозионной защите мостов документируются. В акте сдачи-приема работ отражаются особенности выполненных работ. К акту прилагаются сертификаты на использованные материалы, акты на качество покрытия и подготовку поверхности, а также журнал проведения работ по антикоррозионной защите.